Punk Rock
Меню сайта

Категории каталога
Описание стилей [26]
Интервью [0]
Другие [43]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта
    Rambler's Top100 Каталог сайтов Всего.RUКаталог+поисковая система
    Каталог сайтов и ссылок. Каталог ресурсов на Promotion.SU NK-Team topsites ___________________________















     Ramms+ein Fan - клевый сайт про группу Rammstein, много загрузок и не только
    http://slipknot1.ru - Everything Of Slipknot By Unspoiled 
     Russian fan site Slipknot
    :::DEFTONESFAN.RU - Всё о группе DEFTONES!::: Все о Rammstein
    UnFoЯmAl Thirty Seconds To Mars // Russia :: Первый русскоязычный сайт
    http://www.metalvoice.jino-net.ru - Биографии музыкантов мира тяжелой музыки Всё о Powerman 5000
    rare music & video. only exchange Team Sleep World
    www.triviumfan.jino-net.ru/ - всё о группе Trivium

Наш опрос
Любимое направление в тяжёлой музыки

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 1494


Вы вошли как Гость
Текущая дата: Понедельник, 2017-11-20, 8:48 AM

» Статьи » Описание стилей

Punk Rock
PUNK ROCK (ПАНК-РОК) - ну, здесь и так все и всем понятно! (Всем кроме тебя, мой маленький советский гражданин) Панк-рок - это жесткая и динамичная гитарная музыка, имеющая рок-н-ролльную основу. Более того! Мы осмелимся (а чего нам бояться?!) заявить, что панк-рок - это наиболее радикальная и прямолинейная форма рок-музыки, нацеленная исключительно на драйв, энергию и тотальное рубилово (Ну почему я был слишком мал, чтобы писать статьи в журнале "Железный Марш"?!!) Панк может испытывать влияние самых различных посторонних музыкальных стилей, порождая тем самым свои новые поджанры (типа, панк плюс ска - будет ска-панк. Вот так!). Считается, что главным идеологическим принципом панк-рока является протест, высказывание мыслей и идей, противоречащих общепринятым. В то же время, как показывает практика, посредством панк-музыки до слушателя может доноситься самая различная информация, или, как говорят наши заграничные панк-соратники, " message". Само название стиля, как сообщают нам отважные работники гидрометцентра, произошло от фэнзина “Punk”, возникшего в середине семидесятых в тусовке первого альтернативного клуба CBGB, расположенного в Нью-Йорке, или, как скажет ваш дедушка, потрясая просроченным партбилетом, в "городе желтого дьявола". Также известно, что "punk" - это нехорошее ругательство, которое британская пресса и общественность активно применяли по отношению к первой волне британских же панк-банд. Что можно послушать, чтобы узнать, что такое панк-рок? Ну, какой смешной вопрос! RAMONES, MISFITS, VIBRATORS, DAMNED, CLASH, ADVERTS, ANTI-PASTI, UK SUBS, ANTI-NOWHERE LEAGUE, GBH, DISCHARGE, DEAD KENNEDYS, DOA и немеренно всего другого. Ах да, чуть не забыли джентльменский набор совкового панка - EXPLOITED и SEX PISTOLS! Последним высказыванием мы ни в коем случае не стремимся принизить заслуги двух названных коллективов (хотя насчет первого стоит все же подумать...). Мы стремимся принизить и всячески опустить тех, кто кроме этих самых коллективов ничего другого не слышал и, главное, слышать не желает.
Если же вы все еще не поняли, как отличить настоящий и качественный панк-рок от гнусной подделки, то, так и быть, мы сообщим вам волшебную формулу: Если при прослушивании панк-пластинки вы чувствуете сумасшедший прилив энергии и непобедимое желание скакать, прыгать и рубиться - можете не сомневаться, перед вами 100% панк-рок продукт. Если же ничего из вышеперечисленного в наличии не наблюдается, а услышанное вызывает скуку, уныние и желание пойти учить уроки, то спешим огорчить - вас откровенно... обманули!

POP-PUNK (ПОП-ПАНК) - это совсем даже не ругательство, как полагают некоторые, а всего лишь более мягкая и мелодичная форма панк-рока, основным предназначением которой является развлечение и увеселение, причем как самих исполнителей, так и возможных слушателей
Поп-панк не обязательно должен быть легким и попсовым. Он может быть весьма быстрым и достаточно грязноватым, а может иметь и вполне политнекорректные тексты, но при этом делать главный упор на бодрящие и запоминающиеся мелодии. А все потому, что поп-панк нацелен, прежде всего, на то, чтобы вызывать положительные эмоции, кромсая в пух и прах тоску, хандру и уныние. И это очень хорошо. В то же время, никак нельзя умолчать о том, что группа играющая поп-панк запросто может высказывать вполне серъезные идеи. Так, раздолбаи из очень даже "поп" ска-панк команды Goldfinger являются убежденными веганами и стараются всячески продвигать веган-агитацию посредством своей музыки и клипов. Поп-панк номера мы можем встретить и в репертуаре политизированных до кончиков ирокезов панков, как, например, у Anti-Flag. Что надо послушать, чтобы иметь полное право сказать: «Я знаю, что такое поп-панк»? А вот что: RAMONES "Leave Home", Queers "Don't Back Down", Mr T Experience "Night Shift At The Thrill Factory", Green Day "Dookie", NOFX "Ribbed" и GG Allin "Brutality And Bloodshed For All". Эй, стоп, стоп, про GG Allin я пошутил! Шутка это, читайте по губам: «Ш-У-Т-К-А!» А то какой-нибудь наивный тинейджер отыщет кассетку с записями старичка GG, засунет в свой плеер и через пару секунд накроется медным тазиком.

HARDCORE (ХАРДКОР) - ну, это очень интересная тема. Почему? А потому, что среди многих двуногих бытуют совершенно разные представления о хардкоре, кроме правильного. Одни уверены, что хардкор - это металлизированый рэп, вторые считают, что это такой стиль электронной музыки, ну а третьи вообще готовы поклясться на библии/коране/торе (или иной веселой книжке), что хардкором называют жесткое порно. На самом деле, откроем вам страшную тайну, изначально хардкором называли не что иное, как ускоренную и ужесточенную форму панк-рока, порожденную больным воображением американских групп Black Flag, Circle Jerks, Bad Brains и Angry Samoans на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов двадцатого века. Среди древнейших прадедушек хардкора стоит, пожалуй, отметить культовую Лос-Анжелесскую банду Germs. Впоследствии хардкоровое знамя поддержали такие неизвестные и забытые богом банды, как Teen Idles , Suicidal Tendencies, Minor Threat, Jerry's Kids, Negative FX, DRI и куча других коллективов, не уступающих друг другу в ярости и здоровому влечению к нездоровым скоростям . Да что там говорить, почти все американские панк-ветераны баловались в свое время хардкорчиком. Хардкоровые записи есть у Misfits, NoFX, Screeching Weasel, Queers, Bad Religion, да хоть у Ramones. Короче говоря, если группа играет короткие песни, которые не изобилуют количеством аккордов, но зато удивляют неземными скоростями, то диагноз очевиден - перед вами хардкоровые подонки. Потом некоторые негодяи стали мешать хардкор с металлом, как, например Suicidal Tendencies, SOD и MOD, а DRI на альбоме Crossover навалили в свой хардкор столько металла, что получился новый стиль, который так и назвали - CROSSOVER.
Стоит также сказать, что отдельные представители "продвинутой" молодежи могут пытаться щеголять перед вами таинственными словами "Old School" и "New School". И будут делать это совершенно зря, ибо ничего хитрого здесь нет. Old School Hardcore - это как раз ускоренный панк, про который мы говорили, то есть Circle Jerks, Black Flag, Minor Threat и иже с ними. А вот New School - это уже почти металл, то есть всякие Earth Crisis, All Out War, Strife и прочие. Причем, оговоримся сразу, имеется в виду не тот металл, который мы можем услышать на пластинках Iron Maiden, Slayer и ранней Metallica, а скучный, унылый и до безумия медленный металл, играемый для увеселения напонтованных качков в борцовских майках. "Есть ли смысл в увлечении подобными сомнительными радостями?" - спросите вы. "Да! - ответим мы, - но только в том случае, если вы мечтаете прослыть посмешищем в глазах нормальных панк/хардкор ребят!" Еще в увлекательном деле дискредитации собственной личности вам может здорово помочь факт любви к эмо (если вы никогда не слышали этого слова, то можете на коленях поблагодарить богов, за проявленное милосердие). Однако как New School, так и Emo все же нельзя зачислить в ранг абсолютно бесполезных в этой галактике явлений. Не будь их - над кем бы тогда так весело и злобно издевались нормальные (то есть быстрые и тяжелые) хардкор команды от Charles Bronson и Spazz до AssholeParade?!)
Еще хардкором иногда называют группы, которые перешагнули рубеж панка, но не в смысле тяжести и скорости, а в смысле навороченности и сложности мелодий. Здесь примерами могут служить Butthole Surfers, Flipper, поздние Husker Du и т.д.

Ни в коем случае нельзя не сказать, что термин хардкор обозначает не только определенный стиль жесткой музыки, но и достаточно жесткие убеждения. Главной особенностью панк-хардкор сцены является ее предельная независимость и крайне отрицательное и непримиримое отношение к мэйнстриму и коммерческой музыкальной индустрии.

Металлический же рэп за пределами планеты обезьян принято называть не иначе, как рэп-кор. Да, стиль электронно-танцевальной музыки под названием хардкор тоже существует, но он к панк-року никакого отношения не имеет (если не считать зловредные поделки лейбла Digital Hardcore Records).

Однако что-то много мы тут понаписали, так неискушенный читатель может и запутаться. Короче, суть такова: если вас вдруг разбудят ночью враги и начнут зверски пытать, выспрашивая, что же есть хардкор, то вы им смело отвечайте: хардкор - это когда быстро, коротко, просто и панково. Больше вам ничего знать не надо.

SKA (СКА) - танцевальная гитарная музыка, имеющая карибские корни. Название стиля имитирует звук гитары, которая, кстати, играет на каждый четный удар барабанов. Также нельзя забывать и про такой отличительный признак ска, как духовая секция (Хотя некоторые монстры, как, например, Operation Ivy ухитрялись обходится почти без дудок). В панк-рок ска пришло благодаря стараниям англичан Madness, Specials и Clash. Впоследствии ска-эпидемия перекинулась на американский континент, где объединив свои силы с хардкором породила ска-кор, главными жертвами которого стали уже упомянутые нами Operation Ivy, а также Mighty Mighty Bosstones, Suicide Machines и Vodoo Glow Skulls.
Многие другие панк-коллективы также стали пихать в свою музыку элементы ска, как, например NoFX. «А как же Rancid?!» - гневно вопит продвинутый читатель. «Ну, Rancid - это наше все!» - говорим мы. Rancid тоже ведь играют немало крутого ска. Еще надо отметить группу Dance Hall Crashers (как это ни смешно, но чуваки из Rancid отметились и в ней), а также No Doubt, ну да, ту самую, что играет милые песенки по столь не любимому тобой MTV. Так вот, раньше эта банда очень даже активно продвигала ска. В общем, про ска-панк мы тоже будем писать, но только про тот, который быстрый, радостный и, желательно, с веселыми дудками (а бывает какой-то другой? Ну, если даже и бывает, то мы про него все равно писать не будем!). Потому что после прослушивания таких команд, как Porkers, Mustard Plug, Chickenpox, Liberator, Toasters, Let's Go Bowling, Mad Caddies, Link 80 и других их дудочно-гитарных собратьев, прилив хорошего настроения обеспечен даже приговоренному к смертной казни через четвертование.

PSYCHOBILLY (САЙКОБИЛЛИ) - этот замечательный жанр, сформированный в начале восьмидесятых при непосредственном участии англичан The Meteors и посредственном участии американцев The Cramps, представляет собой результат столкновения панка и рокабилли. Получившийся музыкальный монстр приобрел с одной стороны панковский дух, угар и агрессию, а с другой - звучание и мелодику рокабилли. Не стоит забывать и ужастиково-кладбищенскую эстетику, проявляющуюся в текстах и оформлении пластинок.
Дело The Meteors было с успехом продолжено такими рок-н-ролльными изуверами, как Demented Are Go, Frantic Flinstones, Batmobile, Krewmen, Mad Sin, Mental Hospital и другими. Обязательно надо отметить, что на развалинах страны советов семена сайкобилли взошли неожиданно буйно, породив, например, такие мощные и, что отнюдь немаловажно, признанные мировым рок-н-ролльным сообществом группы, как Meantraitors, Spoilers и Mad Heads. Сайкобилли бывает разным: кто-то из музыкантов пихает в него немеренно панка или металла, кто-то, напротив, приближает его к почти классическому рокабильному звучанию, встречается даже сайко с элементами ска! Однако самое главное состоит в том, что сайкобилли - это очень драйвовая и энергичная музыка, способная поднять на ноги даже пластмассовую мумию вождя октябрьской революции (к сожалению, Meteors за время своего пребывания в Москве так и не удосужились отыграть шоу в мавзолее). Поэтому информация о сайкобильных коллективах в нашем зине просто обеспечена.

Oi! (Ой!) - это радикальная и агрессивная форма панк-рока, которая превосходит по злобности традиционный панк, но не дотягивает до хардкора (однако не советуем вам забывать о том, что Oi!-команды, а особенно дедушки Sham 69, очень сильно повлияли на зарождение хардкора), и при этом обладает характерными энергичными припевами, основанными на скандированиях футбольных фанатов. Оi! Зародился в Англии в конце семидесятых и получил свое название от песни Cockney Rejects "Oi! Oi! Oi!", хотя родоначальниками жанра полноправно считаются уже упоминаемые нами Sham 69. Будучи весьма задорной и агрессивной музыкой, Ой! сразу же стал музыкой скинхэдов и хулиганов, и потому иногда является сильно политизированным.
Чтобы поиметь представление об этом стиле стоит послушать следующие коллективы: Sham 69, Cockney Rejects, Blitz, Blanks 77, Cock Sparrer, Business, Angelic Upstarts, Menace, Peter and The Test Tube Babies, Blood, AntiHeros и т.д.

© Dr Lazy www.bgs666.narod.ru

ПРОТО-ПАНК

Под "крышей" прото-панка (proto-punk) объединяют различные рок-феномены (...-1975), предшествовавшие (и способствовавшие) становлению собственно панка (1975-76). Основная масса таких феноменов лежит в сфере любительского исполнительства и не несет какой-либо идеологической подоплеки: представители слушательских масс желали играть и сочинять музыку, подобно их кумирам, но не всегда получалось также успешно, да и технической оснащенности не хватало. Первой волной прото-панка, возникшей как раз из любительского музицирования, можно считать британский скиффл 50-х: молодые люди, вдохновленные американским рок-н-роллом, пытались "изобразить" нечто подобное, используя любые подручные средства (стиральные доски, тазы, кастрюли, в лучшем случае губные гармошки и гитары). В свою очередь, в Америке 60-х, находившейся под впечатлением "британского нашествия", начала формироваться целая армия безымянных "гаражных" рокеров-любителей, для которых музицирование стало самой приемлемой формой проведения досуга. Становиться профессионалами они не собирались, репетировали в буквальном смысле в гаражах и подвалах, на плохоньких инструментах, выступали в лучшем случае в барах. Их идеалом стал рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и рокабилли; звучание же не отличалось большим разнообразием, а было, скорее, весьма примитивным, зато весьма искренним. Единственная известная группа, выросшая из "гаражного" рока - MC5.
Новая волна прото-панка, уже более артизированная, и, разумеется, совершенно персонифицированная, взошла в американском андерграунде 60-70-х, в богемной среде артистов, художников и поэтов, не старавшихся влиться в рок-мейнстрим, а напротив, шагавших "поперек" него, порой весьма экстремистскими путями (не обошлось, тут, конечно, и без стимуляции творческой активности с помощью различных допингов…). Это была своеобразная реакция на начавшийся в роке процесс "академизации" и "стадионизации". Одними из первых прото-панков считают The Velvet Underground, создававших грязноватый, с обилием дисторшна и фуза гитарный саунд, и, к тому же, прославившихся своими "антихиппистскими" настроениями. Лаконичный интонационно-композиционный комплекс Velvet Underground, сложившийся под влиянием такой разновидности академического авангарда, как минимализм (с представителями которого "вельветовцы" непосредственно сотрудничали), стал впоследствии образцом для многих панк-рокеров. К числу прото-панков относят также THE STOOGES и Игги Попа, NEW YORK DOLLS, певицу и поэтессу Патти Смит, TELEVISION и других исполнителей (существует также мнение, что NEW YORK DOLLS и TELEVISION вкупе с RAMONES являются уже собственно панками). Помимо различных авангардистских средств выразительности, прото-панки охотно обращались и к "правильному" трехаккордовому рок-н-роллу, который продолжал для них оставаться символом живой энергии, свободы, некоммерческой сути искусства. Выступления прото-панков нередко превращались в своеобразные перформансы, где смешивались музыка, слово, живописные и театральные образы. Маниакальный Игги Поп немало шокировал публику, взрезая себе на концертах торс осколками бутылки и поливая слушателей первых рядов потоками гемоглобина, а Патти Смит, начинавшая как поэтесса, представала в образе эдакой отстраненной "готической вороны".
В "профессиональной" британской рок-среде конца 60-х также обнаруживаются предтечи панка: это THE KINKS, THE TROGGS, ROLLING STONES, Дэвид Боуи и даже… BEATLES с их "Helter-Skelter"! И все же прото-панк был явлением в большей мере американским, чем британским. Но не возымел бы он такого резонанса по всему миру, если бы не деятельность предприимчивого английского импресарио Малколма Макларена, пожелавшего "завести" нечто подобное NEW YORK DOLLS (менеджером которых он некоторое время являлся) у себя на родине. Но это уже история собственно панка...
Здесь же следует отметить только, что творчество прото-панков вновь было вынесено "на щит" музыкантами "новой волны" и "альтернативы", которые видели в нем идеал независимости и свободы. Так родился новый интерес к творчеству Игги Попа, Патти Смит и других артистов, создавших на рубеже 70-80-х весьма сильные работы. Саунд прото-панка был "идеализирован" и брит-попом в 90-е, стремившимся воспроизвести его новейшими (в том числе и цифровыми) способами.

Ключевые артисты и альбомы:
THE VELVET UNDREGROUND "The Velvet Underground & Nico" (1967)
THE STOOGES "The Stooges" (1969)
MC5 "Back In The U.S.A." (1970)
NEW YORK DOLLS "New York Dolls" (1973)
Patti Smith "Horses" (1975)

ПАНК-РОК

В 1976 году на авансцену вырвалось «племя молодое, незнакомое» – панки (punks). Его появление явилось реакцией как на нестабильность общественно-политической обстановки, так и на культивацию материально-семейных ценностей, ставших детерминантой «благополучного» буржуазного общества, в котором с ужасающей скоростью рос разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Это была и реакция на «заакадемизированность» самого рока, терявшего свою бунтарскую сущность, переставшего быть рупором поколения, на аморфность идеалов хиппизма (которые десятилетие назад проповедовали родители юных анархистов). «Нет будущего» и «Я ненавижу PINK FLOYD» – вот два девиза панк-рокеров, со свойственным им нигилизмом отказавших всем достижениям прошлого в праве на дальнейшее существование и провозгласивших торжество анархии. Разгильдяйско-наплевательское отношение панков к самим себе и к окружающему миру определялось тем, что они не видели возможности позитивных изменений. Их лозунг «no future» (нет будущего) означал, что молодежи ничего не остается, как сгнить вместе с окружающим миром. Причем делали это панки весело, поистине жизнеутверждающе. Так или иначе, панку суждено было выступить мощной обновляющей силой, коренным образом изменившей развитие рок-культуры.
Корни панк-рока как музыкального направления обнаруживаются еще в творчестве американских рокеров середины 60-х: Игги Попа (Iggy Pop) и THE STOOGES, MC5, а также у «антихипповых» VELVET UNDERGROUND. В их музыке отчетливо сказалось воздействие минимализма: гитарист и альтист группы Джон Кейл (John Cale) играл в ансамбле «Театр вечной музыки» Лямонта Янга (La Monte Young), а в 1970 г. записал с Терри Райли (Terry Riley) совместную минималистскую пластинку «Church Of Anthrax». Вообще идеи минимализма оказались для панка очень ценными. В 1973-74-м на сцену вышли такие герои прото-панка, как TELEVISION, NEW YORK DOLLS, Патти Смит (Patti Smith) и другие. А первыми американскими панками многие считают RAMONES.
У англичан тоже были свои предтечи – THE WHO, THE TROGGS, в определенной степени THE ROLLING STONES. Но в Штатах нарождавшийся панк-рок имел скорее андеграундную «прописку», тогда как в Британии 1976 года он вызывал настоящую истерию и вырвался в «топ». Наверное, на такой результат и не рассчитывал хваткий английский менеджер Малколм Маклерен (Malcolm McLaren), когда формировал свое детище SEX PISTOLS по образу и подобию нью-йоркских групп, а также по принципу «чем ужаснее – тем лучше». Резкие высказывания «Пистолетов» по поводу королевы и правительства произвели неизгладимое впечатление на английскую публику. На некоторых концертах у них вырубали звук, когда музыканты еще не успевали допеть первый куплет. Чашу терпения английского общества переполнило интервью в прямом эфире, когда музыканты, ничуть не стесняясь, использовали нецензурные выражения.
Панк-бунт захватил респектабельную Британию, выплеснулся на улицы городов, которые наводнились агрессивно настроенными молодыми людьми. Их вид и образ жизни вызывал у добропорядочных буржуа содрогание (драные джинсы, утыканные булавками кожаные куртки, разноцветные «ирокезы» и бритые налысо черепа, развязное, а порой и хулиганское поведение, провоцировавшее реакцию со стороны полиции). Иные же от стёба переходили к действию, выступая с политическими требованиями, иногда даже декларируя свою причастность к некоторым антиобщественным движениям типа национал-социализма. В какой-то мере панки стали травестированно-карнавальным (хотя и мрачновато-устрашающим на вид) вариантом «новых левых», которые в конце 60-х проповедовали идею «добра с кулаками».
Поток грубой, сырой, примитивной музыки обрушился на слушателей со сцены. Главным было не умение играть, а желание самовыражаться: дальше «трех правильных аккордов», гнусавого вокала и сумасшедших темпов дело не шло. Панк возрождал к жизни бушующую энергию рок-н-ролла 50–60-х, но только в куда более экстремистских формах. Инструменты принципиально не настраивались, а тех, кто мог более-менее внятно связать пару нот, выгоняли из групп (как это случилось с первым басистом PISTOLS). Музыканты же «старой гвардии» (особенно всякие умствующие арт-рокеры), само-собой, отправились «на свалку». Впрочем, вопреки сложившемуся мнению, многие панки были весьма приличными музыкантами, иначе бы их вряд ли слушали снова и снова. Язвительность, веселая злость, ярость, боль переполняли музыку THE CLASH, THE DAMNED, SIOUXSIE & THE BANSHEES, THE STRANGLERS и других панк-идолов. THE CLASH удачно скрещивали идеи панка и регги, THE BUZZCOCKS и GENERATION X использовали поп-элементы.
Уже буквально через год после вторжения на рок-сцену в 1976 году панк был «разрешен», интегрирован шоу-бизнесом, растиражирован поп-индустрией, утерял свой социальный запал, стал просто модой. Производством булавок и драных джинсов занялись кутюрье. «Независимые» хит-парады помещались в глянцевых журналах рядом с поп-чартами, фестивали панк-рока проводились везде и всюду. «Панкеры» начали экспериментировать с различными стилями, и, о ужас, все большее внимание уделять исполнительской технике! Хотя кто-то и за столь короткое время успел сгореть «на боевом посту». В январе 1978 дали свой последний концерт «классики» панка SEX PISTOLS, а в феврале 1979 года их басист Сид Вишез (Sid Vicious), парой месяцев до того зарезавший свою подружку, покончил с собой.
Да, век панка оказался недолог. Но его роль в истории поп-культуры невозможно переоценить. Из панка выросли практически все стилевые направления начала 80-х: от радикально-минималистского электронно-гитарного пост-панка и танцевальных разновидностей «новой волны» до агрессивного «металлизированного» хардкора и кроссовера. Без панка не было бы ни индастриала середины 80-х, ни гранджа конца 80-х. В 90-е годы панк значительно «облегчился»: взаимодействие с ретро-тенденциями (столь характерными для поп-сцены этого десятилетия) дало поп-панк. Особой любовью панк пользовался в 80-е (и пользуется по сей день) в России, где он стал наиболее адекватной формой самовыражения рок-музыкантов (особенно в условиях отсутствия нормальных инструментов, аппаратуры, а также холодных сибирских морозов).

ПОСТ-ПАНК

Пост-панк (post-punk) – одна из разновидностей «новой волны» (иногда эти термины употребляют как синонимы, что не совсем верно), наследующая панк-року второй половины 70-х. В отличие от «новой волны», пост-панк является понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. Пост-панк появился в 1977-78 годах, когда британская панк-«истерия» стала потихоньку успокаиваться, коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, «грязи», которые выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо панка, на становление пост-панка также ощутимо повлиял танцевальный жанр диско, электронный эмбиент, а также множество других источников – от арт-рока до американского академического минимализма.
Представители собственно пост-панка в Британии (THE CURE, ECHO & THE BUNNYMEN, BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную. Их очень интересовала область пограничных душевных состояний, образы истерии, кошмара, депрессии, мистики, «грустной веселости». Да и сами пост-панкеры были людьми нередко маргинальными – как, например, лидер JOY DIVISION Ян Кёртис (Ian Curtis), страдавший от эпилепсии и, в конце концов, решивший проблему взаимоотношений с внешним миром путем собственного из него устранения. «Рыдающие» THE CURE создавали необычный внешний образ (обильный грим, «вздыбленные» прически), выдававший в них «очеловеченных» персонажей комедии del arte. Близким по духу стало творчество австралийской THE BIRTHDAY PARTY, и, позднее, ее солиста Ника Кейва (Nick Cave).
Саунд пост-панка отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами, (со значительной долей различных «искажателей», шумов, «конкретных» звуков), пост-панк обильно пользовался синтезаторами. THE CURE применяли синтезаторы для создания вязкого, тягучего фона, BAUHAUS с их помощью «расставляли» резкие акценты. Были и музыканты, решившие полностью заменить гитары синтезаторами, продолжая при этом играть на них панк-рок – так родился экспериментаторский синтез-поп (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT, CABARET VOLTAIRE, Билли Айдол и др.). В начале 80-х из этих направлений выросло движение «нового романтизма» с его изысканной меланхоличностью, духом саморефлексии, все повышающимся акцентом на танцевальности и имидже (ADAM AND THE ANTS, VISAGE, DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.). Кроме того, британские пост-панки типа THE CURE стали «отцами» такого сложившегося к середине 80-х направления, как «готика».
Настроение музыки американских пост-панкеров рубежа 70-80-х во многом также вдохновлялось карнавальной эстетикой «старого доброго» глэма, но сам настрой их музыки был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью: он сочетал отдельные черты рок-н-ролла, биг-бита, гаражного рока 60-х, рокабилли, кантри, диско, и все это – на основе танцевального бита (THE B-52’s, BLONDIE, THE CARS, DEVO, PRETENDERS и др.). С позиций развлекательности американцы также делали ставку на имидж, внешние данные, элементы шоу: девушки из THE B-52’s выступали в пышных платьях и разноцветных париках, музыканты TALKING HEADS выходили на сцену в костюмах из пестрых экзотических тканей, а чувственная блондинка Дебора Харри (Deborah Harry) из BLONDIE была столь прекрасна, что удостоилась звания одного из секс-символов поколения.
В ряду штатовских команд того времени особенно выделялись TALKING HEADS, которые собрались еще в 1976 году под руководством вокалиста и гитариста Дэвида Бирна (David Byrne), и одними из первых обратились к использованию элементов этники (прежде всего заимствованных из афроамериканской культуры: мультиритмика, пентатоника, полуречитативная мелодика, вопросо-ответные структуры, использование экзотической перкуссии и др.). Впрочем, слиянием элементов поп-рока, глэма и этностилей увлекались и американцы, и британцы – ямайское регги полюбилось CULTURE CLUB и THE POLICE, карибское ска – THE SPECIALS и MADNESS. Музыканты пост-панка охотно обращались и к поп-музыке прошлых лет, в частности, к стилю THE BEATLES – это течение получило название пауэр-поп (THE KNACK).
В числе разновидностей пост-панка следует назвать и те направления, которые возникли как его непосредственное развитие (в том числе и на грани хэви-метал). Они продолжали нести еще не исчерпавший себя запал агрессии, конфронтации, социального переустройства. Таковы были американский хардкор, британское движение ой!, позже – кроссовер, грайндкор и др. На основе этих и некоторых других направлений в середине 80-х сформировалась так называемая «альтернатива», сконцентрировавшая в себе непримиримый дух «классического» панка и «тяжелого металла». Однако и идеи «классического» пост-панка – так, как они выразились в творчестве THE CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION и др. – до сих пор продолжают вдохновлять молодых музыкантов, вызывая к жизни множество подражаний.

НОВАЯ ВОЛНА

«Новая волна (new wave)» возникла в 1978 году, когда панк-движение коммерциализировалось и «сникло». Термин «новая волна», во многом пересекающийся с термином «пост-панк», имеет три трактовки. Во-первых, он употребляется в качестве широкого обобщающе-культурологического понятия, отражающего значительный поворот в развитии зарубежной поп-музыки (условно 1978-1985). В такой трактовке понятие «новая волна» не несет определенной стилевой нагрузки и включает в себя множество стилевых направлений. Существует и другое мнение, согласно которому к пост-панку следует относить явления, в большей мере наследующие панку (с точки зрения идеологии, стилистики, манеры «подачи», характера образности, звучания – гитарный саунд и т.д.), тогда как к «новой волне» – явления более «попсовые», танцевально-прикладные, развлекательные (и, к тому же, опирающиеся в большей мере на возможности синтезаторов). Иногда эти понятия вообще употребляют как полностью равные, взаимозаменяемые. Действительно, четкую границу здесь провести трудно, поскольку признаки данных явлений очень часто пересекаются. Поэтому более верной представляется первая трактовка.
С социокультурной точки зрения «новая волна» очень сильно отличается от панка и других предшественников. В 80-е годы рок-культура была интегрирована широким слоем продуктов массового сознания, сдавала свои «бунтовщические» позиции, вписывалась в более привычный, «повседневный» контекст. Сама лежавшая в основе рок-н-ролла идея перманентного протеста постепенно сходила на нет. Во многом это было связано со сглаживанием так непримиримо выразившегося в конце 60-х и второй половине 70-х конфликта поколений, с тем, что традиционные общественные ценности (семья, работа, социальное положение и т.д.) вновь выходили на первое место. Кроме того, и сама рок-культура уже не могла предложить какие-то новые захватывающие идеи. Но тем сильнее оказались «прогрессивные» посягания «новой волны», активно демонстрировавшей свои пацифистские и свободолюбивые идеалы.
При этом возможной оказалась «непересекаемость» различных идеологических концепций, допустимость их «параллельного» существования. В начале 80-х «золотая молодежь», проводившая время в дорогих клубах, танцуя сначала под диско, затем под техно, агрессивные панки и скинхэды, хардкоровцы в их «униформенных» бриджах, майках и кепках, мирные немногочисленные нео-хиппи, экзальтированные «новые романтики» с их экстравагантными костюмами и прическами «а-ля воронье гнездо», рокабилльщики и кантримэны – все они существовали в одновременности, являя собой бесконечную череду идей, концепций, визуальных образов. Вся эта веселая компания вполне могла повстречаться на каком-нибудь грандиозном стадионном мероприятии (типа Live Aid, 1985), чтобы бок о бок потанцевать под бдительным оком полицейских, а затем вновь разойтись по своим клубам, «впискам», подпольным вечеринкам и т.д. Энергия, продолжавшая клокотать в молодых организмах, расходовалась на таких мероприятиях очень умело и целенаправленно, подобно сеансам кровопускания, проводимым под присмотром опытного доктора.
«Новая волна», ставшая в какой-то мере реакцией на «внешнюю» агрессивность панка, вернула в поп-культуру ноту рефлексивности и романтичности. Основываясь на лаконичном, минималистичном языке панк-рока, музыканты «новой волны» заметно обогащали его, совершенствуясь в исполнительском мастерстве, расширяя структуру композиций, экспериментируя с синтезаторами и электронными ударными, элементами других стилей. Очень большую роль сыграло влияние диско, а также психоделии, арт-рока, джаза и т.д. Из музыки исчезли клокочущая ярость, нигилистичность и цинизм, свойственные панку. В то же время, конкретные проявления «волны» были очень разнообразны, как в стилевом, так и в «настроенческом» плане.
Мрачновато-депрессивный британский пост-панк (THE CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) и более яркий, броский, карнавальный пост-панк американский (THE B-52’s, TALKING HEADS, BLONDIE), синтез-поп, активно экспериментировавший с синтезаторами (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT), меланхолично-изысканный «новый романтизм» с его акцентом на внешнем образе (ADAM AND THE ANTS, VISAGE, DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.) – все это различные составляющие полноводной «новой волны». Некоторые интересные явления возникли на стыке пост-панка и этностилей – регги (CULTURE CLUB, THE POLICE, уже упоминавшиеся TALKING HEADS), ска (THE SPECIALS, MADNESS). Важное значение в «волне» имели и ретро-тенденции: возрождение рок-н-ролла и рокабилли (STRAY CATS), движения «мод» (PURPLE HEARTS), а также «битловского» стиля в синтезе с панком и электроникой, как в пауэр-поп (THE KNACK). На стыке панка и авангардистского хэппенинга в конце 70-х родилась нью-йоркская «никакая волна».
В рамках «новой волны» появились и такие исполнители, творчество которых не укладывалось в рамки каких-либо субтечений и подстилей – они стали создателями собственных «авторских» стилей, как, например, утонченные DIRE STRAITS с их неповторимой гитарной звукописью, интеллектуальный Элвис Костелло (Elvis Costello) и др. Настоящим символом «волны», воплощением идеи бескомпромиссности, честности нового искусства стала ирландская группа U2, музыканты которой получили известность как активные борцы против войны, несправедливости, страданий угнетенных, как организаторы крупных акций протеста. Стиль U2 отличался большой характерностью и тоже стал своеобразной «визитной карточкой» этого периода: напряженный мелодизм вокальных линий в сочетании с «жидкостными» гитарными соло, как бы изливающимися откуда-то сверху на фоне полупрозрачного синтезаторного фона и четкой ритм-секции.
Идеология панка дала жизнь не только рафинированным явлениям типа британского «нового романтизма», но и прорывалась во всей своей первозданной грубости и агрессивности, грязном и сыром гитарном звучании. Номинально эти направления к «новой волне» не относятся, однако они тоже отражают общие для этого периода тенденции. Панк очень сильно повлиял на «тяжелый» рок-мейнстрим. Под этим влиянием в середине 70-х от британского хард-рока отмежевалось новое мощное направление – хэви-метал. Первая его волна даже получила название New Wavе Of British Heavy Metal. Своеобразной «новой волной» агрессивно-социализированного «классического» панка стал неистовый и грубый хардкор, возникший в Америке конца 70-х как «национальный» ответ на британское панк-вторжение. В Британии же появилось свое чрезвычайно брутальное панк-продолжение – идеологизированный стиль oi! В начале 80-х на рубеже пост-панка, хэви-метал и академического авангарда зародились такие интереснейшие направления, как индастриал и нойз.
В середине 80-х «внешняя форма» заняла ведущее место в общей системе средств «новой волны», особенно на волне нарождавшегося клипмейкерства. Появившийся в 1981 году телеканал MTV стал продюсировать большое количество музыкальных проектов, практически все эфирное время было занято коллективами «новой волны», соревновавшимися в том, кто снимет более дорогостоящий клип. Музыка постепенно становилась полностью коммерческой, что и убило сам феномен на корню. На смену интересным, запоминающимся коллективам пришли «группы одного хита». К 1985 году «новая волна» разделилась на две противостоящие друг другу субволны. Танцевальные тенденции, связанные с постепенной трансформацией синтез-попа и «нового романтизма», выродились в появление сугубо развлекательного электро-попа (A-Ha) и других поп-разновидностей. «Тяжелые» же направления, напрямую связанные с панком, привели к образованию «альтернативы» и так называемого «инди-рока». Но даже в конце 90-х остались группы, которые можно причислить к Neo New Wave – это R.E.M., Blur и другие.

© Елена Савицкая

Категория: Описание стилей | Добавил: Creed (2006-06-29)
Просмотров: 1555 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]